Коррекция общения для подростков

 

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ  ПОДРОСТКОВ  ПОСРЕДСТВОМ  МЕТОДОВ  АКТИВНОГО  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ОБУЧЕНИЯ

Друк  Алла  Ивановна

студент  5  курса,  кафедра  педагогики  и  методики  начального  обучения  ТИ  (ф)  СВФУ,  РС(Я), 
РФ,  г.  Нерюнгри

E-mail drudgochek@mail.ru

Мамедова  Лариса  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ТИ  (ф)  СВФУ,  РС(Я), 
РФ,  г.  Нерюнгри

 

Актуальность  работы  связана  с  тем,  что  процесс  взаимоотношений  между  подростками  развиваются  через  межличностные  отношения,  у  них  формируется  сплоченность,  ведь  межличностные  отношения  подростков  —  это  взаимодействие  между  индивидами,  характерной  чертой  которых  является  личностно  значимое,  эмоциональное  и  интеллектуальное  отражение  друг  друга,  представляющее  собой  их  общения внутреннее  состояние.

Основой  составленной  нами  программы  являются  авторские  материалы  А.А.  Бодалев,  А.Г.  Грецов,  Д.М.  Рамендик,  К.  Фопель,  Р.Н.  Водейко  и  Г.Е.  Мазо.

Предлагаемая  психолого-педагогическая  программа  направлена  на  развитие  межличностных  отношений  подростков.  Темы  занятий  отражают  личные  проблемы  подростков  данного  возраста,  поэтому  они  могут  использоваться  для  всех  школьников  в  качестве  профилактики  межличностных  конфликтов.

Цель  программы:  развитие  межличностных  отношений  подростков  посредством  методов  активного  социально-психологического  обучения.

Задачи  программы:

1.  расширить  знания  у  подростков  о  способах  эффективного  взаимодействия  друг  с  другом;

2.  научить  подростков  применять  на  практике  навыки  конструктивного  поведения  в  конфликтных  ситуациях; 

3.  создать  в  коллективе  благоприятный  психологический  климат;

4.  сформировать  у  подростков  адекватное  представление  о  себе.

В  основе  программы  лежат  принципы,  выделенные  А.А.  Осиповой: 

1.  cоблюдение  интересов  ребенка.  Принцип  определяет  позицию  специалиста,  который  призван  решать  проблему  подростка  с  максимальной  пользой  и  в  его  интересах;

2.  cистемность.  Принцип  обеспечивает  единство  диагностики,  коррекции  и  развития,  т.  е.  системный  подход  к  анализу  особенностей  развития  и  коррекции  детско-родительских  взаимоотношений,  а  также  взаимодействие  и  согласованность  их  действий  в  решении  проблем  подростка;  участие  в  данном  процессе  всех  участников  образовательного  процесса;

3.  непрерывность.  Принцип  гарантирует  подростку  и  его  родителям  (законным  представителям)  непрерывность  помощи  до  полного  решения  проблемы  или  определения  подхода  к  ее  решению;

4)  принцип  активности  участников.  Члены  группы  постоянно  вовлекаются  в  различные  действия  —  игры,  дискуссии,  упражнения,  а  также  целенаправленно  наблюдают  и  анализируют  действия  других  участников;

5.  принцип  объективации  поведения.  Поведение  участников  группы  переводится  с  импульсивного  уровня  на  объективированный;  при  этом  средством  объективации  является  обратная  связь,  которая  подается  с  помощью  видеотехники,  а  также  других  участников  группы,  сообщающих  свое  отношение  к  происходящему;

6.  принцип  партнерского  общения.  Взаимодействие  в  группе  строится  с  учетом  интересов  всех  участников,  признания  ценности  личности  каждого  из  них,  равенства  их  позиций,  а  также  соучастия,  сопереживания,  принятия  друг  друга;

7.  принцип  конфиденциальности:  «психологическая  закрытость.

В  работе  используются  следующие  методы:  игровой  метод;  метод  групповой  дискуссий;  социально-психологический  тренинг.

Длительность  реализации  программы  —  1  раз  в  неделю  (45  мин).

Программа  включает  в  себя  следующие  блоки:

I.  «Знакомство»  —  формирование  умения  создать  работоспособность  в  группе,  снятие  тревожности,  подростки  учатся  быть  более  раскрепощенными  и  более  свободными  в  выражении  своих  чувств;

II. «Конфликты  и  их  решение»  —  формирование  умения  определять  негативные  и  позитивные  стороны  конфликтов,  их  решение,  видеть  разницу  между  поводом  и  способом  выражения  конфликта;

III.  «Типичные  проблемы»  —  формирование  у  каждого  подростка  ощущения  близости  и  общности  со  сверстниками,  подготовка  к  получению  обратной  эмоциональной  связи.

Ожидаемый  результат:

1) у  подростков  будут  расширены  знания  о  способах  эффективного  взаимодействия  друг  с  другом;

2) подростки  будут  применять  на  практике  навыки  конструктивного  поведения  в  конфликтных  ситуациях; 

3) будет  создан  благоприятный  психологический  климат  в  коллективе;

4) у  подростков  будет  сформировано  адекватное  представление  о  себе.

Рассмотрим  кратко,  используемые  нами  на  занятиях  методы  активного  социально-психологического  обучения.

Первый  блок  «Знакомство»  —  понимание  своего  «Я»  и  окружающих,  формирование  позитивной  самооценки.

Занятие  №  1.  «Давайте  познакомимся».

Занятие  направлено  на  создание  условий  для  включения  личности  в  процесс  самораскрытия;  знакомство  со  спецификой  работы  в  группе,  со  структурой  занятий,  установление  принципов  работы  в  группе,  знакомство  с  каждым  членом  в  группе.  Например,  упражнение  «Самоописание»  способствовало  на  построение  доверительных  отношений  между  участниками.  Игра  «Я  тебе  доверяю»  направлена  на  снятие  эмоционального  напряжения.

Занятие  2.  «Моя  рука  в  твоей  руке».

Занятие  направлено  на  формирование  чувства  близости  с  другими  людьми.  Оно  включает  в  себя  как  подвижные  игры,  так  и  игры  на  логическое  мышление  и  ассоциации.  Игры:  «Ассоциации»,  «Связующая  нить»,  «Пойми  меня  и  передай»  рассчитаны  на  участие  всего  класса.  В  ходе  игр  достигалось  взаимопонимание  и  сплоченность,  подростки  учились  передавать  положительное  эмоциональное  состояние.  На  занятии  создавался  положительный  климат  в  классе,  что  способствовало  более  плодотворному  общению  между  подростками. 

Занятие  №  3.  «Меняем  отношение».

Игры  и  упражнения,  включенные  в  данное  занятие,  направлены  на  закрепление  представлений  участников  о  самом  себе,  стабилизации  дружеских  отношений  между  участниками  группы.  Игры:  «Катастрофа  в  пустыне»,  «А  я  —  не  тормоз»  требуют  нестандартного  мышления,  творческого  подхода  к  выполнению  заданий,  участия  каждого  члена  класса  как  единого  целого. 

Второй  блок  «Конфликты  и  их  решение».  Занятия  данного  блока  способствуют  умению  слушать  других  и  найти  решение  в  конфликтной  ситуации,  снятию  напряжения.

Занятие  №  4.  «Общение  —  умение  говорить  и  слушать».

Упражнение  «Завтрак  с  героем».  Участникам  предлагалось  представить  себе  ситуацию:  завтрак  с  любимым  человеком  —  это  может  быть  знаменитость  настоящего,  или  прошлого,  или  обыкновенный  человек,  который  произвел  на  вас  впечатление  в  какой-то  момент  его  жизни.  Каждый  подросток  должен  был  решить  для  себя,  с  кем  он  хотел  бы  встретиться,  и  почему.  Далее  ведущий  просил  записать  его  имя  на  листе  бумаги.  Подросткам  предлагалось  поделиться  на  пары,  и  их  задача  была  решить  с  кем  из  двоих  героев  они  будут  встречаться.  На  дискуссию  отводилось  две  минуты.  После  этого  пары  объединялись  в  четверки,  которым,  необходимо  было  выбрать  только  одного  героя.  А  после  того  как  останутся  две  команды  классу  нужно  было  решить  с  кем  они  будут  завтракать.  Цель  такого  упражнения  —  научить  аргументировать  свой  выбор,  а  также  сформировать  умение  убеждать.

Занятие  №  5.  «Конфликт  —  что  делать?».

На  разминочном  этапе  проводилась  игра  «Волшебная  котомка»,  которая  способствовала  снятию  напряжения,  выплеску  эмоций,  а  также  развитию  воображения  и  сообразительности.  Ведущий  показывал  подросткам  при  помощи  пантомимы  вещи,  которые  он  доставал  из  «волшебной  котомки»,  задача  ребят  угадать,  что  показывает  ведущий.  Упражнение  «Я  рад  общаться  с  тобой»,  направленно  на  развитие  эффективного  взаимодействия  подростков  и  создание  благоприятного  климата  в  классе.

Занятие  №  6.  «Нужны  ли  нам  друзья?».

Данное  занятие  направлено  на  повышение  сплоченности  коллектива,  формирование  доверительного  отношения  участников,  формирование  умения  сотрудничать.  На  разминочном  этапе  использовался  метод  групповой  дискуссии  на  тему:  «Что  такое  дружба?».  Здесь  говорилось  о  том,  что  друг  иногда  заменяет  близких,  родных  и  что  дружба  —  это  близкие  отношения,  основанные  на  взаимном  доверии,  привязанности,  общности  интересов.  Здесь  подростки  обменивались  своим  мнением.

Использование  игрового  метода  способствовало  сплочению  коллектива  и  созданию  благоприятного  климата.

Занятие  №  7.  «Толерантность:  что  это?».

Ознакомить  участников  тренинга  с  понятием  «толерантность»,  стимулировать  воображение  участников  тренинга  в  поисках  собственного  понимания  толерантности  тремя  способами.

На  этом  занятии  использовался  метод  игротерапии  «Чем  мы  похожи?»,  «Цвета»,  «Частичка  счастья».

Данные  упражнения  направлены  на  развитие  доверительных  отношений  в  классе,  что  способствовало  самораскрытию  участников  класса.

Занятие  №  8.  «Я  и  группа:  толерантность  к  себе.  Чувство  собственного  достоинства»).

Проводилось  упражнение  «Посчитай».  Это  упражнение  на  скорость.  Участникам  раздавались  карточки  с  написанными  на  них  цифрами.  Ребята  делились  на  две  группы,  их  задача  найти  сумму  всех  чисел  и  назвать  результат.  Это  упражнение  способствовало  развитию  умения  эффективно  и  быстро  находить  решение  в  проблемных  ситуациях.

Третий  блок  «Типичные  проблемы».  Данный  блок  помогает  подростку  почувствовать  жизненные  трудности  и  преодолевать  их.

Занятие  №  9.  «Мои  проблемы».

Занятие  направлено  на  осознание  своих  сильных  и  слабых  сторон,  положительных  и  негативных  качеств.

Здесь  использовалась  групповая  дискуссия  «Преодоление»,  с  помощью  которой  подросток  учится  успешно  преодолевать  трудности.  Так  же  в  данном  занятии  используется  игротерапия  «Симпатия  группы»,  направленная  на  тренировку  навыков  самопрезентации,  развитие  речевой  компетентности,  тренировку  сообразительности.

Занятие  №  10.  «Я  хочу  —  Я  могу».

Занятие  направлено  на  создание  моделей  поведения  при  проявлении  различных  эмоций  у  подростков.  Занятие  включало  в  себя  такие  игры,  как:  «Скульптор»,  «Мои  особенности  и  преимущества».  Выполняя  задания,  подростки  учились  взаимодействовать  в  коллективе,  находить  нестандартные  решения  проблем.  Посредством  данного  занятия  стабилизировался  психологический  климат  в  классе,  подростки  учились  проявлять  эмпатию  по  отношению  друг  к  другу.

Занятие  №  11.  «Приобретаем  друзей».

Упражнение  направлено  на  формирование  навыков  эффективного  повседневного  общения,  выработка  доброжелательного  отношения  друг  к  другу.  В  данном  занятии  используется  метод  игротерапии  игра  «Крокодил»  которое  позволяет  подросткам  передавать  информацию  с  помощью  мимики  и  жестов.

Занятие  №  12.  «Мы  —  команда!».

Занятие  направленно  на  формирование  взаимопонимания  на  невербальном  уровне,  развитие  умения  адекватно  воспринимать  информацию,  отработку  навыков  невербального  и  вербального  взаимодействия,  активного  слушания.  В  данном  занятии  используется  игровые  методы  «Циферблат»,  «Скалолаз»  которые  направленные  на  развитие  навыков  невербальной  коммуникации  (общения  без  помощи  слов  посредством  жестов,  мимики  и  т.  д.)  и  координации  совместных  действий.  Данные  упражнения  способствовали  положительной  динамике  развития  межличностных  отношений,  а  также  приобретению  устойчивых  умений  и  навыков  эффективного  общения

Занятие  №  13.  «Жизнь  по  собственному  выбору».

Занятие  направлено  на  формирование  самосознания  подростков,  развитие  способности  самостоятельно  определять  цели  своей  жизни  и  расставить  жизненные  приоритеты,  отработку  навыков  преодоления  препятствий  на  пути  к  достижению  целей  и  эффективного  использования  своего  времени,  где  при  применении  элементов  тренинга  происходит  личностный  рост  подростка.  С  помощью  упражнения  «Чувство  времени»  у  подростков  развивалось  представление  о  времени,  осознавалось  восприятие  во  времени  и  развивались  навыки  эффективного  использования  времени.

Занятие  №  14.  «Как  поддерживать  дружеские  отношения?».

Занятие  направленно  на  формирование  и  развитие  навыков  продуктивного  взаимодействия,  умения  понимать  и  принимать  точку  зрения  другого  человека.

При  помощи  дискуссионных  и  игровых  методов  «Я  рад  общаться  с  тобой»  «Расшифруй  слово»  «Подойди  ближе»  у  подростка  формируются  навыки  эффективного  общения,  что  помогает  ему  легко  вступать  во  взаимодействие  с  другими  людьми.

Занятие  №  15.  «Я  учусь  владеть  собой».

Занятие  направленно  на  формирование  и  развитие  навыков  продуктивного  взаимодействия,  умения  понимать  и  принимать  точку  зрения  другого  человека.  Использовался  метод  игротерапии  «Хлопок  по  коленям»,  который  направлен  на  развитие  внимательности,  создание  условия  для  наблюдения  за  партнерами  по  общению.

Занятие  №  16.  «Подведение  итогов».

Данное  занятие  позволило  подвести  итог  проделанной  работы.

Здесь  использовался  метод  групповой  дискуссии  «Давайте  вспомним»,  подростки  обсуждали  между  собой,  что  понравилось,  что  не  понравилось  в  ходе  занятий.

Таким  образом,  одним  из  эффективным  и  продуктивным  средством  развития  межличностных  отношений  подростка,  являются  методы  активного  социально-психологического  обучения,  которые  способствуют  умению  применять  на  практике  навыки  конструктивного  поведения  в  конфликтных  ситуациях,  создают  позитивный  психологический  климат  в  коллективе,  повышают  уровень  общительности,  подростки  применяют  практические  навыки  эффективного  взаимодействия  с  окружающими,  влияют  на  адекватное  представление  подростков  о  себе,  своей  самооценке.  Составленная  нами  психолого-педагогическая  программа,  включает  в  себя  различные  методы  и  приемы,  как  психологический  тренинг,  игротерапия  и  групповая  дискуссия,  которые  будут  способствовать  развитию  межличностных  отношений  подростков.  В  ходе  проведения  программы  мы  также  полагаем,  что  поставленные  перед  нами  цели  и  задачи  будут  достигнуты.

 

Список  литературы:

  1. Бодалев  А.А.  Личность  и  общение.  М.  :  Педагогика,  1983.  —  356  с.
  2. Грецов  А.Г.  Лучшие  упражнения  для  развития  уверенности  в  себе:  учебно-методическое  пособие.  СПб.:  СПб  НИИ  физической  культуры,  2006.  —  52  с. 
  3. Водейко  Р.И.,  Мазо  Г.Е.  Как  управлять  собой:  Психофизиол.  Саморегуляция.  М.:  Нар.  асвета,  2003.  —  80  с.
  4. Осипова  А.А.  Общая  психокоррекция:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений.  М.  :  Сфера,  2002.  —  510  с.
  5. Рамендик  Д.М.  Тренинг  личностного  роста:  учеб.  пособие.  М.:  ФОРУМ,  2007.  —  176  с.
  6. Фопель  К.  Уверенное  управление.  Тренинг,  коучинг,  саморазвитие  /  Пер.  с  нем.  2-е  изд.  М.:  Генезис,  2004.  —  122  с.

 


Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxiii/42384


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения Мазь при гематоме на губе



Коррекция общения для подростков Развитие навыков общения у детей с нарушением интеллекта
Коррекция общения для подростков Коррекция отношений со сверстниками старших подростков
Коррекция общения для подростков Диссертация на тему «Развитие коммуникативных умений
Коррекция общения для подростков Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего
Коррекция общения для подростков Развитие вербальных средств общения у детей 3-4 лет с
Коррекция общения для подростков Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков
Коррекция общения для подростков ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Коррекция общения для подростков Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение
ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЕХНОЛОГИИ Media Player Classic официальный сайт! Лучший Гендерные стереотипы в китайском и русском языках (на) Как вязать из пряжи с помпонами Как перевести деньги с телефона на карту Карабаш самый грязный город в мире Кухня, дом - Каталог схем для вышивки крестом - бесплатно Модные стрижки волос для. - m Опоясывающий лишай: симптомы, лечение аптечными и

Похожие новости